ООО «ПКФ «ОЛДИ» предлагает устройство защиты электродвигателя УЗД-2 собственного производства, которое предназначено для защиты асинхронного электродвигателя путем отключения при возникновении следующей аварийной ситуации:
превышение номинального тока электродвигателя (время-токовая защита);
обрыв или перекос фазы питающей сети;
перегрев обмотки статора;
превышение током максимального значения (максимально-токовая защита).
При нарушении изоляции проводов от контактов пускателя (контактора) до двигателя и обмоток статора блокируется пуск двигателя. Устройство отключает электродвигатель при аварийном сигнале с внешнего, гальванически развязанного датчика (типа манометр).
Устройство применяется в схемах управления электродвигателями, включаемых магнитными пускателями или контакторами с катушками включения на напряжение 220/380 В частотой 50 Гц. Устройство поставляется с нормально замкнутыми или нормально разомкнутыми контактами основного реле
Назначение УЗД
- Защита от перегрузки по току (время-токовая защита)
- Защита от обрыва фазы
- Защита от нарушения изоляции, как обмотки статора, так и токоведущих проводов от пускателя до двигателя
- Отключение двигателя по команде с датчика внешнего технологического оборудования с «сухим» замыкающим контактом
- Защита от перегрева двигателя (или технологического оборудования) по сигналу с датчика температуры
- Контроль и защита от превышения максимального тока двигателя (стопор), с выдачей сигнала («сухой» нормально замкнутый контакт)
- Дистанционный контроль сигналов срабатывания первых трех защит («сухой» нормально разомкнутый контакт)
- Анализ аварийной ситуации по световым индикаторам, с сохранением информации при наличии даже одной питающей фазы сети
Технические характеристики УЗД
Напряжение питания устройства |
380 В |
Потребляемая мощность, не более |
10 Вт |
Номинальный ток защищаемого электродвигателя УЗД-2 |
от 10 до 100А |
Время подготовки к работе, не более |
2 с |
Время срабатывания время-токовой защиты
- при превышении заданного Iном тока двигателя в 2 раза, не более
- при превышении заданного Iном тока двигателя в 4 раза, не более
- при обрыве или перекосе фазы |
10 с
100 с
8 … 12 с |
Расстояние между блоком управления и датчиками тока, не более |
5 м |
Допустимый ток коммутации реле управления пускателем двигателя |
8 А, 380/220 В |
Допустимый ток коммутации реле контроля превышения максимального тока двигателя (стопор) |
6 А, 220 В |
Допустимый ток коммутации информационных реле |
1 А, 100 В |
Масса устройства, не более |
0,8 кг |
Степень защиты корпуса |
IP10 |
Вид климатического исполнения |
У3 |
Рабочая температура, ОС |
-40…+55 |
Габаритные размеры, с датчиками тока |
200х110х70 мм |
Тип крепления блока управления блока и датчиков тока |
DIN-рейка, настенный
|
Примечания:
- при пуске двигателя в аварийном режиме время срабатывания увеличивается на время задержки ~3 сек.
- примеси агрессивных газов и паров должны отсутствовать, окружающая среда не взрывоопасная, отсутствие капель воды в окружающей среде (монтаж в шкафах).
Комплект поставки
Устройство защиты, блок управления |
1 шт. |
Блок датчиков тока |
1 шт. |
DIN –рейка |
1 шт. |
Паспорт, совмещенный с руководством по эксплуатации |
1 шт. |
Датчик температуры (опционально) |
1 шт. |
Внешние датчики тока (опционально) |
2 шт.
|
Устройство и принцип работы.
Конструктивно устройство защиты состоит из двух корпусов: блок управления и блок датчиков тока.
Блок управления – корпус с 20-ю клеммами, индикаторами на светодиодах и DIP переключателями, с креплением на DIN–рейку.
Блок датчиков тока имеет два исполнения, при этом крепление возможно на DIN-рейку или на ровную поверхность:
Тип 2 – для номинальных токов от 10 до 100А (УЗД-2).
В первом исполнении проводники подключаются к соответствующим клеммам на верхней крышке корпуса. Во втором – пропускаются через отверстия в корпусе.
Устройство имеет шесть каналов контроля работы двигателя:
1 Канал защиты от пуска двигателя при недопустимом снижении сопротивления изоляции основан на сравнении части фазного напряжения сети, снимаемой с делителя напряжения, образованного резистором, шунтирующим контакт пускателя этой фазы, и сопротивлением изоляции двигателя. При уменьшении сопротивления изоляции меньше 1 МОм индикатор Rиз начинает моргать. При уменьшении сопротивления меньше 0,5 МОм включается индикатор Rиз и защитное реле, блокируя пуск двигателя.
2 Канал защиты от перегрузки двигателя по току преобразует сигнал двух трансформаторов тока и выпрямителя в постоянное напряжение, пропорциональное фазным токам электродвигателя. Это напряжение нормируется по величине (в зависимости от номинального тока двигателя) на выходе выпрямителя с помощью установки DIP переключателей Iн и сравнивается с эталонным. При превышении током его номинального значения начинается интегрирование со скоростью, пропорциональной превышению номинального значения тока. Дополнительная схема обеспечивает мгновенную индикацию перегрузки (индикатор It начинает моргать), что позволяет оперативно управлять порогом срабатывания схемы токовой защиты. При достижении определенного порогового значения происходит включение защитного реле и индикатора It.
3 Канал защиты при обрыве или недопустимом перекосе фаз использует тот же сигнал с датчиков тока. При обрыве одной из фаз питающей сети выпрямленное напряжение будет содержать пульсации, при появлении которых через выдержку времени включается защитное реле и индикатор Uф.
4 Канал тепловой защиты измеряет сопротивление датчика температуры, установленного на корпусе двигателя. Сигнал поступает на компаратор, который управляет включением защитного реле и индикатора То.
5 Канал максимально-токовой защиты двигателя аналогичен каналу защиты от перегрузки двигателя по току и работает от тех же трансформаторов тока, но со своими нормирующими DIP переключателями Iп, задающими порог срабатывания относительно номинального значения тока. При превышении максимального тока включается дополнительное реле и индикатор Iп. Возможна настройка УЗД, когда при срабатывании защиты также включается защитное реле.
6 Канал контроля внешнего датчика гальванически развязан от сети, напряжение в цепи 12 В, ток до 20 мА. При замыкании внешнего контакта включается защитное реле и индикатор Тех.
В рабочем режиме, когда контролируемые параметры находятся в норме, контакты реле в цепи питания пускателя или другого коммутационного аппарата замкнуты. В аварийном режиме контакты защитного реле размыкаются и удерживается в разомкнутом состоянии до проведения сброса устройства, осуществляемого отключением питающего напряжения. В исполнениях устройства УЗД-Х-ХХX1 одновременно с включением индикаторов ”It”, ”Uф”, “Rиз” происходит замыкание контактов информационных реле.
Питание устройства осуществляется от трехфазной сети и сохраняет индикацию причины срабатывания защиты при наличии даже одной фазы питающего напряжения.
Габаритные и установочные размеры
Назначение индикаторов и переключателей блока управления
Вкл | Индикатор включения |
Тех | Индикатор защиты по технологическому параметру |
Rиз | Индикатор защиты сопротивления изоляции |
Uф | Индикатор защиты от обрыва фазы |
Iп | Индикатор максимально-токовой защиты |
То | Индикатор защиты от перегрева |
It | Индикатор время-токовой защиты |
Iн | Переключатель задания порога токовой защиты |
Iп | Переключатель задания порога максимально-токовой защиты |
Назначение выводов устройства защиты
1 | Фаза А |
2 | Фаза В |
3 | Фаза С |
4 | Фаза С для контроля сопротивления изоляции |
5 | Земля (от контура заземления) |
6 | Выходной контакт защитного реле, включаемый последовательно с катушкой коммутационного аппарата |
7 |
8 | Выводы для подключения вторичных обмоток трансформаторов тока |
9 |
10 |
11 | Общая точка релейных выходов для связи с контроллером или ЭВМ |
12 | Контакт срабатывания защиты Rиз |
13 | Контакт срабатывания защиты Uф |
14 | Контакт срабатывания защиты It |
15 | Выходной контакт реле контроля заклинивания вала двигателя |
16 |
17 | Подключение позистора |
18 |
19 | Подключение «сухого» контакта контроля технологического параметра |
20 |
Назначение выводов датчика тока в зависимости от исполнения
1 | Выходы вторичных обмоток трансформаторов тока |
2 |
3 |
4 | Первичная обмотка трансформатора тока фазы А |
5 |
6 | Первичная обмотка трансформатора тока фазы B |
7 |
Схема подключения УЗД-2-ХХХХ
|